Автодром в Монце – один из старейших не
только в календаре чемпионата, но и среди ныне действующих гоночных
комплексов в целом. Первый камень трассы в Королевском парке Монцы, городе в 15 километрах к
северо-востоку от Милана, был заложен в феврале 1922 года итальянскими
звездами автоспорта Винченцо Лянчей и Феличе Наццарио. Архитектором автодрома
стал Альфредо Роселли. Десятикилометровая трасса была закончена к июлю.
Возведенный автодром стал на тот момент третьим постоянно действующим после
британского Бруклендса и североамериканского Индианаполиса.
Первая гонка в Королевском парке Монцы состоялась 3 сентября 1922 года.
Победителем стал Пьетро Бордино на Fiat. Неделю спустя здесь
прошел первый Гран При Италии, лучшим в котором оказался тот же Бордино. С
тех пор вторые выходные сентября стали традиционным временем проведения гонки
на Большой Приз Италии. А с образованием чемпионата Формула-1 в 1950 году
автодром в Монце пропустил только один Гран При – 1980 года, когда он
проходил в Имоле.
За свою более чем семидесятилетнюю историю трасса неоднократно
перестраивалась, но одно оставалось неизменным – Монца всегда была одним из
самых скоростных автодромов чемпионата, даже после добавления шикан в
середине 70-х. С 1955 года по 1961 год трасса включала секцию бэнкинга,
который сохранился в Королевском парке в качестве исторического памятника по
сей день. Монце принадлежит рекорд самого быстрого Гран При чемпионата
Формула-1 – в 1971 году Питер Гетин преодолел дистанцию в 316 километров за
1:18.12,6 со средней скоростью 242,644 км/ч. Ронни Петерсон финишировал
вторым с отставанием всего 0,01 секунды, установив тем самым еще один рекорд
– самый маленький разрыв между первым и вторым местом.
За время своего существования трасса в Монце видела немало трагедий. В 1928
году Эмилио Матерасси врезался в трибуну в повороте Talbot, погубив, таким образом, себя и 27 болельщиков. В 1961 году
столкновение Ferrari Вольфганга фон Трипса и Lotus Джима Кларка унесло жизнь немецкого гонщика и 13 зрителей. В
1955 году во время тестов спорткара Ferrari в повороте, который
сейчас носит его имя, погиб итальянский ас, двукратный чемпион мира Альберто
Аскари. В 1970 году из-за неисправности тормозов в повороте Parabolica разбился Lotus Йохена Риндта.
Гонщик скончался по дороге в госпиталь. За оставшиеся три гонки сезона ни
один пилот так и не сумел приблизиться к 45 очкам, набранным австрийцем, и
Риндт стал чемпионом мира посмертно. В 1978 году в столкновении за лидерство
в первом повороте погиб швед Ронни Петерсон. Список погибших велик, и,
несмотря на то, что гонки стали значительно безопаснее, последняя трагедия
датируется 2000 годом, когда в результате массового столкновения на старте от
разлетевшихся обломков погиб маршал трассы.
В период войны автодром использовался не по своему прямому назначению. В
Монцу были вывезены архивы, а потом животные Миланского зоопарка. А во время
танкового парада в 1945 году было серьезно разрушено покрытие трассы. А еще
раньше были уничтожены трибуны и боксы. Автодром восстановили в 1948 году за
рекордные два месяца.
Монца видела и примеры героизма и самопожертвования, когда в 1956 году Питер
Коллинз, имеющий все шансы на чемпионскую корону, во время планового
пит-стопа передал свою Lancia-Ferrari напарнику по команде Хуану-Мануэлю Фанхио, который таким
образом завоевал свой четвертый чемпионский титул.
На Гран При Италии 1976 года, спустя всего несколько недель после аварии на
"Нюрбургринге", чуть было не стоившей ему жизни, Ники Лауда
вернулся за руль Ferrari.
В 1988 году именно Монца стала тем камнем, о который споткнулась непобедимая
команда McLaren, выигравшая, как оказалось, все Гран
При чемпионата за исключением итальянского. За несколько кругов до финиша
Айртон Сенна ошибся при прохождении на круг Жана-Луи Шлессера и оказался в
гравии, позволив Герхарду Бергеру и Микеле Альборето подарить итальянским
тиффози неожиданный дубль Ferrari.
Следующей победы команды из Маранелло на домашней трассе итальянским
болельщикам пришлось ждать восемь лет, до 1996 года, когда Михаэль Шумахер
одержал в Монце третью победу за свою новую команду Ferrari. В 1997 году в Королевском парке блистал Дэвид Култхард на McLaren, в 1998 году Михаэль Шумахер повторил свой успех за итальянскую
команду. В 1999 году лучшим был Хайнц-Харальд Френтцен на Jordan. В 2000 году в гонке, унесшей жизнь маршала, победил Михаэль
Шумахер. Многим запомнились его слезы на послегоночной пресс-конференции,
когда Михаэля спросили, что он чувствует, сравнявшись по количеству побед с
Айртоном Сенной.
Гонка в 2001 году была омрачена трагическими событиями в Соединенных Штатах
Америки и жуткой аварией, потрясшей весь автогоночный мир, в которой лишился
обеих ног бывший гонщик Формулы-1 Алессандро Занарди. Хуан-Пабло Монтоя тогда
одержал первую победу в Ф-1.
В 2002 году гонка закончилась дублем Ferrari с Рубенсом Баррикелло на первой и Михаэлем Шумахером – на
второй ступени пьедестала. В 2003 году Михаэль одержал здесь свою пятидесятую
победу за итальянскую команду. А 2004 год подарил восьмой в сезоне дубль Ferrari, на этот раз во главе с Рубенсом Баррикелло.
Большой Приз Италии 2005 года достался колумбийцу из McLaren Хуану-Пабло Монтое. Для него это уже вторая победа в Монце. Дуэт
Renault дополнил подиум:
Алонсо стал вторым, а "хозяин" трассы Джанкарло Физикелла –
третьим. "Гарцующие Жеребцы" из Маранелло на этот раз не смогли
порадовать местных тиффози не только победой, но даже попаданием в очковую
зону. Михаэль Шумахер финишировал десятым, а Рубенс Баррикелло увидел отмашку
клетчатым флагом двенадцатым.
|